В прошлом году корпоративные клиенты и частные лица уже столкнулись с проблемой дефицита строительного цемента. Летом в отдельных европейских регионах наблюдались перебои с поставкой цемента, вызванные увеличением спроса и нехваткой транспорта для перевозки этого строительного материала. В связи со всплеском спроса все основные производители цемента повышали цены на свою продукцию, что не приводило к снижению объемов потребления.
Нехватка вагонов особо остро чувствовалась в летние месяцы, поэтому поставщики и покупатели переориентировались на автомобильный транспорт. По данным статистики, в период максимального спроса более половины цемента перевозилось по автомобильным дорогам, а сроки доставки цемента по железной дороге возросли в несколько раз. Ситуация нормализовалась только в середине сентября и начале октября месяца, отмечают аналитики. В связи с этим объемы реализации цемента росли даже в последнем квартале года, что не совсем обычно для российского рынка.
Значительное увеличение спроса на цемент привело к наращиванию его импорта, однако зарубежные поставки не помогли достичь равновесия на рынке. Кроме того, многие российские производители отправляли свою продукцию на экспорт и в конечном итоге, в 2011 году за рубеж было продано больше цемента, чем закуплено.
В 2012 году ситуация может повториться, причем сроки доставки цемента автотранспортом или по железной дороге вновь вырастут. По прогнозам, уже в мае месяце на рынке вновь возникнет дефицит цемента, что приведет к увеличению оптовых и розничных цен. По прогнозам, объем потребления в центральных районах России возрастет на 10% и более, а действующие заводы по выпуску цемента будут работать с повышенной нагрузкой.